Стоит сказать, что я преподаю в университете, как кто-то обязательно спросит: «Ну и как? Говорят, молодежь совсем не та».

Дальше обычно следует история о том, как дети довели знакомую учительницу, хамят, и вообще вконец распоясались.

Иногда это правда. Уточняю, а как хамят? В ответ передают историю, что школьники или студенты отвечают учителю матом, а если тот повышает голос, цитируют Конституцию, где «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики», и грозят судами. 

Но иногда под хамством и разнузданным поведением подразумевают простое несогласие с позицией преподавателя или высказанный протест против неуважительных слов в свой адрес. И условный Петр Иваныч патетически вопрошает: «И он мне смеет возражать?!»

Особенно это заметно в высшей школе, где до сих пор хорошим тоном считается поддеть студента или отпустить сексистскую шутку. И если раньше реакцией на такое поведение маститого профессора, допустим, технического вуза был бы одобрительный гогот, то теперь все чаще — конфронтация и обращение к администрации факультетов.

Поколение Z (то есть, родившиеся в 1997-2003 годах) привыкло к другой коммуникации. Возможно, их родители из поколения X где-то перегнули палку, но они заложили принцип уважения к человеку по факту его существования. Я вижу, как общаются между собой нынешние студенты, у них гораздо меньше агрессии, чем было у нас 20 лет назад. Почти нет буллинга. Они умеют поддерживать друг друга и на деле, и на словах.

Раньше студент-бюджетник под угрозой отчисления и армии (на мою учебу в начале 2000-х, например, пришлась вторая чеченская кампания) меньше всего хотел выяснять отношения с преподавателями и идти на принцип, чего бы ни касалась ситуация. Теперь, когда всё больше ребят учится на контрактной основе, ситуация поменялась. «Мы платим за знания, а не за то, чтобы нас унижали», — почти дословная цитата моих студентов.

А ведь дело не в том, что «зеты» знают свои права, а мы 15-20 лет назад не знали. Дело в том, что уважение теперь не связано с ученым званием или статусом. Авторитет нужно заслужить, в том числе и пресловутым эмоциональным интеллектом, умением строить коммуникацию. И вот к этому в высшей школе оказались готовы не все.

Если лекция нудная — ее не будут слушать, преподаватель нынче не единственный источник знаний, всё можно найти в интернете. Если на студентов кричать и строжить сверх меры — они не будут выбирать этого преподавателя в научные руководители, несмотря на все его регалии. А пойдут к 25-летнему ассистенту кафедры без опыта и званий, который общается с ними на равных. Нет, не на равных, а как с равнозначными фигурами и участниками процесса исследований: помогающе, но без панибратства.

Что же остается нам, а я ведь на «другой стороне баррикады», то есть преподавательской кафедры? Остается бороться с профдеформацией под названием «меня должны слушать». Потому что такое априорное убеждение ведет к полному отрыву от аудитории.

Мне хотелось бы, чтобы у нас, преподавателей, была возможность пережить опыт отказа. Пусть студенты не выберут мой курс, потому что им не нравится содержание или форма подачи материала. Будет стимул что-то менять. Зато если выберут — будут вовлеченными, а не отсиживающими пару ради оценки.

Главное, чтобы выбор был основан именно на интересе к предмету и преподавателю, а не на принципе наименьшего сопротивления. Хочется верить, что нынешние студенты пойдут именно этим путем.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
Заполните все поля. Ваш e-mail не будет опубликован