«Первоклашка, первоклассник, у тебя сегодня праздник!» Совсем скоро эти знакомые с детства слова зазвучат во всех школах. Как подготовить ребенка к учебному году, снизить градус переживаний, настроить на позитивный лад? Что еще можно успеть в оставшееся до 1 сентября время? Рассказывает Наталья Барложецкая, педагог-психолог с 30-летним стажем.


До начала учебного года осталось совсем немного. Как провести последние летние дни с дошкольником? Дать возможность отдохнуть или позаниматься?​

— Если имеется в виду писание прописей, обучение чтению, сложению и вычитанию, то форсировать такую подготовку в последние дни перед началом первого, самого важного учебного года в жизни ребенка — это значит убивать у него мотивацию.

По стандартной программе образования первое полугодие первоклассники будут, независимо от своих умений, изучать азбуку, состав слова, простые упражнения на больше-меньше, — всё то, что в будущем позволит им грамотно писать и быстро считать.

Наталья Барложецкая — детский и семейный психолог, более 25 лет работает психологом в одной из московских школ. Специализация – педагог-психолог в социально-коррекционной сфере.

Кстати, любые тестирования ребенка на предмет интеллектуального развития официально запрещены. Вы можете пройти предложенные тесты в добровольном порядке. Возможно, вам выдадут рекомендации подтянуть некоторые навыки, но это точно не будут навыки чтения или письма. Скорее всего, это будут навыки самоорганизации и концентрации внимания.

— Какие умения пригодятся ребенку в школе в период адаптации? На что акцентировать внимание родителям?

— Важно помочь ребенку отработать навыки социальной коммуникации. Ребята, которые посещали детский сад, в основном имеют эти навыки, они взаимодействовали в коллективе, усвоили необходимые правила общения со сверстниками. Сложнее придется детям, которые сидели дома до школы. И если у ребенка есть проблемы в коммуникации, надо помочь их преодолеть.

Например, можно выводить ребенка на детскую площадку и объяснять: чтобы приняли в новом сообществе, нужно сначала постоять и посмотреть, что за игра, кто играет в нее, познакомиться с ребятами. И только потом попросить принять в игру.

Тайм-менеджмент — еще один из важных для школы навыков. Хорошо бы родителям научить ребенка организовывать свое время. Можно ставить задание вовремя убирать игрушки, готовиться ко сну, есть в ограниченный период времени — таким образом готовить его к распределению времени на уроке и перемене.

Какие игры или активности полезны детям перед школой?

— Будущему первокласснику полезны любые занятия в форме игры. Где вы живете, где вы отдыхаете, там и можете заниматься.

Например, собирая ягоды на даче вместе с ребенком, вы развиваете мелкую моторику, необходимую для написания прописей. В поиске ягод в лесу тренируете зрительную моторику, необходимую при чтении.

Если мама еще и расскажет, что смородина бывает белой, красной и черной, сколько лет растет черничник и так далее, то это будет большой плюс в общем развитии.

Или пение. Пойте вместе, это тренирует ритмику и улучшает готовность мозга к восприятию звука и соотношению звука и буквы.

Важно помнить, что ребенок в возрасте 6-7 лет не способен долго удерживать внимание. Даже уроки у первоклассников в период адаптации идут по 35 минут. Поэтому переключайте внимание ребенка на другие занятия. Кстати, так тренируется физиологическая готовность к переключению.

Часто мы видим картину, когда ребенок устал кататься на велосипеде и не хочет ехать дальше. Можно отдохнуть вместе с ним, присесть, похвалить за проделанный путь, поддержать его пониманием усталости. А потом помочь преодолеть себя, а не браться нести за него велосипед. Так мы тренируем терпение и настойчивость, необходимые первокласснику.

Любая групповая игра, например футбол, формирует у ребенка навыки работы в команде. Иногда придется не самому забить гол, а передать пас товарищу по команде, у которого более выгодная позиция.

Не секрет, что 1 сентября в классе собирается 30 домашних «звездочек», привыкших к обожанию в семье. В моей практике была история, когда первоклассник жаловался дома, что на уроке его не спрашивают. Родители посмотрели видео урока, там ребенок отвечал на вопросы учителя восемь раз, а потом снова пожаловался, что на него не обращают внимания.

Мальчик, привыкший быть центром в семье, относился к вниманию к себе как к чему-то само собой разумеющемуся. И когда спрашивали не его, сразу же расстраивался.

— Что делать родителям, если ребенок категорически отказывается идти в школу?

— Если первоклассник боится идти в школу без мамы, то скорее всего у него не отработан навык самостоятельности. Этот навык отрабатывается в возрасте 3-5 лет, за две недели до школы этот вопрос не снять. В таком случае требуется работа психолога.

Но помочь ребенку преодолеть страх и неуверенность в себе постепенно можно, включив «ленивую маму».

Например, не бросаться за водичкой, когда ребенок захотел попить, а предложить ему самому налить воды в кружку. Или попросить самому убрать за собой посуду, сказав, что торопишься по своим делам. И обязательно похвалить, закрепляя в ребенке уверенность в собственных самостоятельных действиях.

Обычно я советую начинать знакомить ребенка со школой, посещая подготовительные занятия в самом здании, где будет проходить учебный процесс. Так появляется возможность постепенно входить в новое пространство, изучить, где что находится. Где столовая, где туалет, где помещения для игр, где учебные классы.

Придя в школу не в первый раз, ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно и на правах знатока сможет показать новым друзьям-одноклассникам, как устроена школа, выступая «экспертом».

Если нет возможности посещать подготовительные занятия в течение года, то важно прийти на дни открытых дверей для первоклассников и родителей.

В оставшиеся до 1 сентября дни можно попросить разрешить ребенку раскладывать учебники в школьной библиотеке, поливать цветы в классе — любое нахождение в стенах школы, не связанное напрямую с учебным процессом, будет полезно и снимет напряжение.

Часто бывает, что ребенок, не умея коммуницировать с взрослыми, нечаянно заблудившись в школе, впадает в панику и, плача, забивается в уголок. Навыки общения со старшими можно развивать, например, предлагая ребенку сделать покупку в магазине самостоятельно. Самому выбрать мороженое, подойти к кассе, подать деньги продавцу, ответить на его возможные вопросы.

Очень важны навыки самообслуживания. Может ли ваш ребенок сам одеться и раздеться, собрать портфель, переобуть вторую обувь, убрать за собой посуду в столовой? Всё это можно успеть отработать за оставшееся до школы время.

— Для конца августа этот вопрос несколько запоздал, но все-таки интересно — как правильно выбрать первого, самого важного учителя?

— В школе, где я работаю, подготовительные курсы проводятся в течение года, ведут их преподаватели, которые в сентябре будут набирать первые классы.

Развитие речи ведет один педагог, развитие счета — другой, художественный труд — третий. Таким образом мы даем и детям, и родителям возможность подобрать своего учителя. По окончании занятий мы проводим собеседование и с родителями, и с детьми.

Очень важно, чтобы педагог нравился родителям: ребенок, эмоционально настроенный на маму и папу, легче установит контакт с учителем. Но я знаю тысячи случаев, когда родители настаивали на определенном педагоге, опираясь на рекомендации знакомых или отзывы в интернете, а в итоге контакт между учителем и ребенком не получился.

В некоторых случаях приоритетом становится не учитель, а дружеские отношения, установившиеся между детьми в период подготовки к школе.

В оставшиеся до начала учебного года дни еще можно успеть познакомить ребенка с учителем, установить позитивные отношения, снять напряжение ожидания с будущего первоклассника.

— Важно ли ребенку сидеть за одной партой с другом или братом (сестрой)? Или стоит проговорить, что педагог сам решает, кому с кем сидеть на занятиях?​

— Ответ на этот вопрос состоит из двух составляющих. Насколько сильна связь между ребятами, и какой результат хотят получить родители и учителя?

В моей практике была ситуация, когда родители попросили девочек-двойняшек посадить вместе. Сестры всегда помогали друг другу в учебе, преподавателю было удобно иметь двух беспроблемных тихих девочек. Но эти же девочки обратились ко мне за помощью гораздо позже, после окончания вуза.

Когда одна из них начала устраивать личную жизнь, то не могла принимать решения без постоянного участия сестры. Доходило до того, что на свидание они ходили вместе. Одна из них пряталась в туалете, пока вторая встречалась с поклонником. Но несколько раз за свидание прибегала за советом и делилась эмоциями с сестрой.

Вторая история связана с двумя братьями, которых в самом начале учебы по просьбе родителей рассадили за разные парты. Ребята тоже были очень дружны между собой и через некоторое время заняли лидирующие позиции в классе. Но проблема заключалась в том, что они поддерживали друг друга не только в учебе, но и в шалостях, часто срывая уроки.

Посоветовавшись с родителями, мы развели ребят по разным классам. Вот тогда им пришлось строить коммуникации без поддержки друг друга, показывая свои личные способности и умения.

Поэтому, считаю, близких родственников, учащихся в одном классе, равно как и закадычных друзей, лучше сразу рассадить. Мы должны подготовить детей к самостоятельной жизни, где каждый отвечает сам за себя.

— Скажутся ли ограничения в общении, связанные с пандемией, на первоклассниках? Как уберечь ребенка от заражения, отправляя в школу?

— В последние два года мы, конечно, были вынуждены ограничить общение детей, беспокоясь об их здоровье. Но если мы решили обучать ребенка в обычной школе, по общеобразовательной программе, то в последние дни перед школой стоит выводить его к общению на детские площадки, в секции с коллективными видами спорта и так далее. Нужно успеть дать ребенку навыки общения, которые ему в первую очередь пригодятся в школе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
Заполните все поля. Ваш e-mail не будет опубликован

Еще по теме: