Несколько лет назад я пришла работать в новый коллектив. На предыдущем месте работы у меня был авторитет, внушительный послужной список, а тут… Всё заново. С чистого листа. Косые взгляды, многозначительные перешептывания. И это пристальное внимание, дескать, докажи, что ты не верблюд… Я продержалась весь день со всем достоинством, на которое была способна, а по дороге домой потеряла сознание на автобусной остановке.

Мне знакомо, каково это — хотеть стать своей и бояться быть отвергнутой. С того случая я долго изучала то, что стало моей нынешней профессией — тренер по общению, и людей вокруг себя. И сегодня я хочу вам помочь принять новый вызов: «стать своим среди чужих», и расскажу, какие есть незаменимые помощники на этом минном поле. 

Итак, три практических совета

1. Научитесь управлять вниманием

Внимание — это не просто понятие, это настоящий и очень эффективный инструмент в работе над волнением и смущением. Когда мы напряжены и думаем, какое производим впечатление, наше внимание сосредоточено на нас самих. Мы отслеживаем свои движения, внешний вид и т.д. Но если мы умеем перенести центр нашего внимания на какой-то объект вне нас (другого человека, рабочий процесс, интересную беседу), то наше тело, голос и способ общения становятся более свободными и естественными.

Навык управления вниманием можно и нужно тренировать! Словно мышцу. Есть простые и очень эффективные упражнения для достижения этой цели.

Упражнение: Сосредоточьтесь на каком-нибудь неодушевленном объекте, например, на степлере. Рассматривайте его хотя бы 30-40 секунд, соблюдая правило двух «без»: без посторонних мыслей и без оценивания. Постарайтесь разглядеть в нем как можно больше уникальных подробностей, не торопясь повесить на него ярлык — маленький, большой, нелепый, сломанный и т.д. Отработав этот навык «на степлерах», вы с легкостью сможете сделать центром внимания другого человека! 

2. Проанализируйте обратную связь

Говорили ли вам что-то в духе: «А когда я с тобой познакомился, я думал, ты такая…» и далее какой-нибудь эпитет, которого вы на свой счет никак не предполагали (злая/надменная/легкомысленная)? Если вы не хотите в новом коллективе произвести такое же впечатление, проанализируйте, почему оно формируется.

Пример: Девушка с зажатой, перенапряженной челюстью и карими глазами. Взгляд кажется глубоким и пронзающим собеседника, а напряженная нижняя часть лица воспринимается как что-то невысказанное и не очень лестное. Как итог, смотрящий на эту девушку ощущает: «Она думает обо мне что-то плохое и не говорит».

Чаще всего такой эффект возникает из-за перенапряженных мышц лица и/или тела. Застарелые зажимы не позволяют мимике и языку тела отражать внутренний посыл, искажают его.  Что делать? Простое и эффективное упражнение на снятие телесных зажимов — поочередно напрягать и расслаблять мышцы.

Упражнение: Встаньте, на 10 счетов напрягите всё тело и лицо, по окончании с выдохом расслабьтесь и «повесьте» верхнюю часть тела от пояса вниз. «Повисите» так немного (обратите особое внимание на то, чтобы шея и плечи не остались зажатыми), затем спокойно вырастайте в полный рост. Можно проделать это упражнение 2-3 раза подряд.

Следствием «освобожденного» лица и тела становится открытая, ненапряженная поза во время общения, ясная речь и полноценно звучащий голос. Чем более естественно вы себя ведете, тем дружелюбнее вас воспринимают люди. И у вашего собеседника уже не возникнет желание вас «ковырять», чтобы найти второе дно. 

3. Четко поставьте себе цель 

Больше задумывайтесь не о том, какое впечатление вы производите, а о том, какова конкретная цель вашего общения с тем или иным человеком.

Особенность человеческой психики: если мы не определили, чем конкретно заняты в ответственном разговоре, в ту же минуту срабатывает наш внутренний защитный механизм — мы пытаемся понравиться. Выглядеть это может у всех по-разному, но цель одна – хочу, чтобы «стая меня приняла». Чтобы из раза в раз не съезжать на эти человекоугодливые рельсы, перед важным для вас разговором определите свою цель и действия.

Пример: Цель — мне нужно убедить начальника, что я не согласен работать сверхурочно бесплатно. Действие (то есть глагол, применяемый для достижения этой цели) — донести до шефа наиболее полно свою аргументацию, почему вам это не подходит. Мы НЕ пытаемся оправдаться, что не можем сидеть целыми днями на работе, мы НЕ извиняемся за то, что такие «бездушные» и не хотим отдать часть своей жизни в угоду чужим интересам, а ИМЕННО занимаемся тем действием, что указано выше. Доносим свою мысль. Вежливо и убежденно.

Подчеркну: основное действие может быть только одно. Извиняться и убеждать одновременно не получится. Это закон, который важно запомнить.

И напоследок. По опыту своей работы могу сказать, что большинство людей делится на два типа:

Те, кто будут вас осуждать и обсуждать, что бы вы ни сделали.

И те, которые оправдают и поддержат вас, как бы сильно вы ни оплошали. 

Оба типа не нуждаются в нашем угождении.

Будьте свободны, дружелюбны и продуктивны!

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
Заполните все поля. Ваш e-mail не будет опубликован

Еще по теме: