Все началось с того, что садик внука Мишани закрыли на ремонт. Всех, кого не разобрали по домам, перевели в соседний.

В первый же вечер Миша пришел домой расстроенный: ребята в группе были старше по возрасту, играли в свои игры и новеньких не принимали.

Всей семьей мы бурно обсуждали новый садик, воспитателей, которым наши «временные» дети не нужны, и они не обращают на них внимания, злых и невоспитанных ребят из старшей группы.

Через неделю Миша приехал ко мне погостить на выходные, а остался на три недели. Родители и младший состав заболели ковидом.

Исчерпав все настольные игры и развивашки, побаиваясь многолюдных мест и мероприятий, мы пошли на детскую площадку у дома. И тут я собственными глазами увидела, что никто из детей, дружно играющих на площадке, не пригласил моего, как я всегда думала, коммуникабельного внука поиграть в коллективные прятки, не поделился местом в песочнице и даже не дал подержать ничейный автомат.

Особенно запомнилась девочка, которая громко выговаривала Мише, что не хочет с ним играть. Мало того, она демонстративно уходила сама и уводила других детей. К слову, Михаил не отчаялся, настойчиво предлагал свою компанию и даже присоединился к прячущимся в кустах ребятам, выдав их предательским «ку-ку».

Но я отчетливо поняла, что наш Миша не умеет коммуницировать в новом коллективе. Вопрос оказался серьезным.

Современные дети, имеющие свободный доступ к гаджетам и интернету, залюбленные домашними, заваленные развивающими игрушками, не умеют выстраивать отношения со сверстниками в непривычных для себя условиях. Усугубили ситуацию с коммуникациями и ограничения в связи с пандемией.

Часто малыши начинают комплексовать: раз ребята его не берут в игру, значит, он какой-то не такой. Или, наоборот, чужие ребята злые и плохо воспитанные, это уже подсказки «яжматерей», свято уверенных в уникальности своих чад. Внутренний конфликт нарастает, как снежный ком, ребенок нервничает, иногда замыкается в себе.

А ведь не за горами и школьные годы чудесные, когда малыш попадет в непривычные для него условия с большим количеством новых контактов. И неумение адаптироваться в незнакомом коллективе может сказаться на вхождении ребенка в учебный процесс.

Австрийский ученый Конрад Лоренц, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине и один из основоположников этологии — науки о поведении животных, особенно любивший наблюдать за гусями и имевший прозвище Гусиный папа, описывал ситуацию, примерно схожую с нашей.

Утенок, оставшийся без родителей, пытался прибиться к стае гусей. Сначала гуси щипали и отгоняли малыша, но он упорно сидел около них и наблюдал за жизнью стаи. Иногда издавал призывные звуки.

Через какое-то время некоторые гуси стали отвечать ему. По прошествии нескольких дней гусенок уже мог спокойно плавать около них. Гуси привыкли к нему, и еще через пару дней он был принят в стаю.

Я сделала вывод, что ребенка необходимо научить, как надо вести себя в незнакомом коллективе — «стае».

Чтобы к нему привыкли, нужно некоторое время понаблюдать за тем, чем заняты другие дети, проявить дружелюбную настойчивость в желании быть принятым в игру.

Детский коллектив живет по законам гусиной стаи? Несколько странно, но получается, что так и есть.

Именно такие социальные навыки, как умение выстроить новые отношения, которые формируются с трех лет всю нашу дальнейшую жизнь, помогут маленькому человеку войти во взрослую жизнь. И нерадивые воспитатели, и «злые ребята» здесь ни при чем, наши дети сами должны научиться встраиваться в коллектив в разных ситуациях.

А наша задача — помочь им. Личным примером, разговорами и обсуждением, прочтением книг из своего детства, рассказывающих о взаимоотношениях ребят вне дома. Например, старые добрые «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова и «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Слушая и обсуждая эти книги, ребенок может примерить на себя разные жизненные ситуации.

Пройдет некоторое время, «стая» примет малыша, и ему будет комфортно и спокойно.

Вредная девочка с детской площадки, через неделю привыкнув к Мише, стала сама приглашать его в игру. Но и внук со своей стороны проявил терпение и заинтересованность в общении.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
Заполните все поля. Ваш e-mail не будет опубликован